Проект "Школа - территория здоровья"

Итоги выполнения проекта "Воспитание у учащихся навыков личной и общественной гигиены"

Обоснование и актуальность проекта

развернуть

Общеизвестно, что основы здорового образа жизни  закладываются в детстве. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и  здоровье окружающих.

 У детей, вновь пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.

Таким образом, обучение детей бережному отношению к своему здоровью и  воспитание у учащихся навыков личной и общественной гигиены – актуальная задача современного общества.

Следовательно, если мы создадим и реализуем проект, то это будет способствовать:

развитию навыков самообслуживания;

расширению знаний, умений и навыков в области гигиены;

охране и укреплению здоровья детей.

Цель проекта: создание условий для воспитания навыков личной и общественной гигиены у детей дошкольного и школьного возраста.

Задачи:

создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, родителей к здоровому образу жизни;

развивать у обучающихся умения и навыки личной и общественной гигиены на игровых, учебных, факультативных занятиях и во внеурочное время;

воспитывать потребность в соблюдении навыков личной и общественной гигиены в повседневной жизни.

свернуть

План мероприятий по реализации проекта

развернуть

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Ответственный за проведение

Срок проведения

Планируемый результат

1.      

Медицинское обследование  учащихся

Медицинские работники, специалисты ЦгиЭ

Два раза в год

Выявление проблем, формирующих нарушение здоровья. Индивидуальные заключения и рекомендации

2.      

Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса

Заместитель директора по основной деятельности

В течение года

Выявление приоритетных проблем в обеспечении санитарно-гигиенического благополучия

3.      

Обучение педагогов вопросам здоровьясбережения на методических совещаниях и педагогических советах

Медицинский работник, заместитель директора по основной деятельности

В течение года

Повышение информированности всех участников образовательного процесса в вопросах соблюдения санитарно-гигиенических требований

4.      

Выступление на родительских собраниях с освещением основных вопросов соблюдения личной и общественной гигиены

Медицинский работник, заместитель директора по основной деятельности, педагоги

В течение года

5.      

Включение вопросов о личной и общественной гигиене у детей дошкольного и школьного возраста в мероприятия: классные и информационные часы, демонстрация видеороликов и фильмов, игры (ролевые и ситуационные), викторины, конкурсы и др.

 

Классные руководители, воспитатели

1 раз в четверть

6.      

Организация дней здоровья

Заместитель директора по основной деятельности, педагоги

1 раз в месяц

7.      

Обучение детей навыкам самооценки здоровья (уроки физкультуры, биологии, ОБЖ, классные часы)

Медицинский работник, учитель физической культуры и здоровья, руководитель физвоспитания

В течение года

8.      

Проведение мастер-классов «Равный обучает равного»

Педагоги

По мере необходимости

9.      

Контроль  использования рациональной сменной обуви в учреждении образования

Заместитель директора по основной деятельности, педагоги

Ежедневно

Предупреждение  развития патологии позвоночника и плоскостопия

10.  

Соблюдение режима мытья рук и гигиены полости рта

Педагоги, родители, учащиеся

Ежедневно 

Предупреждение  развития инфекционных заболеваний

11.  

 Размещение информации по гигиеническим требованиям на сайте учреждения образования

Заместитель директора по основной деятельности

1 раз в четверть

Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса в вопросах личной и общественной гигиены

12.  

Обучение учащихся вопросам гигиены

Педагоги, родители

Постоянно

13.  

Контроль соблюдения режима личной гигиены

Педагоги, родители

Постоянно

14.  

Подготовка памяток по вопросам соблюдения гигиенических требований

Педагоги, медицинский работник

По мере необходимости

15.  

Обеспечение родителей необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам гигиены и психогигиены

Заместитель директора по основной деятельности, педагоги

По мере необходимости

16. п

Повышение уровня грамотности педагогов и родителей в области психо-физиологии детского возраста путем обеспечения методической литературой, буклетами и памятками

Заместитель директора по основной деятельности, медицинский работник

Постоянно

Профилактика школьных стрессов

17.  

Индивидуальная работа с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности

Классные руководители, воспитатели

По мере необходимости

18.  

Мониторинг результатов проведенной работы

Заместитель директора по основной деятельности

 

Определение уровня достижения цели и решения поставленных задач

 

свернуть

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА  «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» ГУО «Сивицкая базовая школа»

развернуть

                           

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

ГУО «Сивицкая базовая школа»

 

 

Наименование показателей

Результаты оценки анализируемого показателя

Критерий оценки показателя

Оценка динамики показателя*

предыдущий учебный год

текущий

учебный год

1

Выполнение мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» по результатам аттестации согласно установленным критериям

95

107

увеличение общей суммы на 3 и более балла

+11

2

Состояние здоровья учащихся по данным самооценки

44

47

увеличение показателя на 3 %

+3

3

Индекс здоровья

38,5

39,75

увеличение показателя на 3 %

 

+1,25

4

Информированность учащихся о факторах риска, влияющих на здоровье

26

32

увеличение показателя на 3 %

+6

5

Сформированность у учащихся установки на сохранение здоровья

14

18

увеличение показателя на 3 %

+4

 

                                                               

Оценка деятельности

для определения уровня функционирования

информационного проекта «Школа — территория здоровья»

ГУО «Сивицкая базовая школа»

Критерии оценки эффективности деятельности ресурсного центра сохранения здоровья учащихся

Вполне

соответствует

2 балла

Частично

соответствует

1 балл

Не

соответствует

0 баллов

1

2

3

4

1. Декларация УО о приверженности содействовать

укреплению здоровья обучающихся

Баллы

1.1. В УО проводится оценка состояния здоровья учащихся и формирующих его факторов

2

 

 

1.2. Наличие официального документа школы (программы, плана), отражающего комплексный подход к укреплению здоровья учащихся

2

 

 

1.3. Наличие в соответствии с приказом администрации УО команды (группы) из всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, учащихся, медицинских работников, родителей и т. д.) и других заинтересованных лиц, занимающихся вопросами здоровьесбережения

2

 

 

1.4. В перечень показателей эффективности работы УО включены те, которые характеризуют здоровье учащихся

2

 

 

1.5. В УО организован самоаудит (самопроверки) в области сохранения и укрепления здоровья учащихся

2

 

 

1.6. В УО имеется портфолио в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни детей и подростков

2

 

 

Итого (сумма баллов по 1 разделу)

12

2. Среда в УО для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся

Баллы

2.1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к земельному участку и территории УО в соответствии с ТНПА

2

 

 

2.2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к зданию УО в соответствии с ТНПА

2

 

 

2.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к санитарно-техническому благоустройству УО в соответствии с ТНПА

2

 

 

2.4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к естественному и искусственному освещению УО в соответствии с ТНПА

2

 

 

2.5. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к оборудованию помещений УО в соответствии с ТНПА

2

 

 

2.6. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима на территории и в учреждении УО в соответствии с ТНПА

2

 

 

Итого (сумма баллов по 2 разделу)

12

 

1

2

3

4

3. Оптимизация двигательной активности учащихся

Баллы

3.1. Расположение, площадь, оборудование физкультурно-спортивной зоны, зоны отдыха соответствуют установленным санитарно­гигиеническим требованиям

2

 

 

3.2. Устройство и оборудование спортивного зала (площадь, набор подсобных помещений, в т. ч. раздевалки, душевые и туалеты) соответствует требованиям ТНПА. Спортивный зал оснащен исправным оборудованием и инвентарем

2

 

 

3.3. Рекреации УО оснащены спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности учащихся во время перерывов

 

 

0

3.4. В план работы УО внесены все формы физического воспитания (основное, дополнительное, факультативное, самостоятельное)

2

 

 

3.5. В УО реализуются все формы физического воспитания (основное, дополнительное, факультативное, самостоятельное). Установленные требования к организации физического воспитания (место уроков в расписании, сдваивание уроков, проведение уроков, организация занятий с учащимися, отнесенными к медицинской группе ЛФК) выполняются

2

 

 

3.6. В УО обеспечен динамический компонент у учащихся (ежедневная двигательная активность —

60 мин)

2

 

 

Итого (сумма баллов по 3 разделу)

10

4. Организация рационального питания обучающихся для профилактики нарушений обмена веществ.

Баллы

4.1. Пищеблок по набору и площади помещений, размещению помещений и набор торгово­технологического и холодильного оборудования, количеству производственных ванн, столов, стеллажей, разделочных досок и ножей, столовой и кухонной посуды соответствует установленным санитарным и строительным нормам

2

 

 

4.2. Санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоке соблюдается

2

 

 

4.3. Транспортировка, хранение и технологическая обработка пищевых продуктов соответствует санитарно­гигиеническим требованиям

2

 

 

4.4. В УО организован контроль организации рационального питания учащихся и регулярно проводится оценка и коррекция школьного меню с учетом выявленных нарушений и требований к рациональному питанию

2

 

 

 

1

2

3

4

4.5. В УО подготовлена информация (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по организации

рационального питания

2

 

 

4.6. В плане образовательной работы УО предусмотрены

общешкольные мероприятия (конкурсы, конференции, дни здоровья и др.) по пропаганде рационального питания среди учащихся

2

 

 

Итого (сумма баллов по 4 разделу)

12

5. Профилактика возникновения нарушений опорно­двигательного аппарата у учащихся

Баллы

5.1. Учебные помещения оборудованы мебелью ученической с учетом возраста учащихся и назначения помещения. Требования к расстановке ученической и бытовой мебели соблюдены

2

 

 

5.2. Рассаживание учащихся проводится учетом роста и состояния здоровья. В классах имеются схемы рассаживания

2

 

 

5.3. Учебные классы оснащены ученическими конторками

 

1

 

5.4. Учащиеся используют в УО сменную обувь, способствующую профилактике деформации стопы

2

 

 

5.5. Вес ранцев у учащихся соответствует гигиеническим требованиям

2

 

 

5.6. В УО подготовлена информация (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по профилактике нарушений осанки

2

 

 

5.7. В УО учащиеся владеют навыками правильной посадки с учетом вида деятельности, умеют определить свой размер мебели.

2

 

 

Итого (сумма баллов по 5 разделу)

13

6. Профилактика возникновения нарушений зрения

и оздоровление учащихся с миопией

Баллы

6.1. В учебных помещениях при посадке учащихся направление основного потока естественного освещения левостороннее. Требования по предупреждению затемнения окон (использование штор, расстановка цветов) соблюдаются

2

 

 

6.2. В учебных помещениях уровни искусственной освещенности соответствуют установленным нормам

2

 

 

6.3. В учебных помещениях цветовое оформление отдельных элементов мебели и стен соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и формирует благоприятный световой климат

2

 

 

6.4. В УО проводится контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности. Педагоги владеют вопросами профилактики нарушений зрения

2

 

 

 

1

2

3

4

6.5. В УО подготовлена информация (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по профилактике нарушений зрения

2

 

 

6.6. В УО на всех уроках проводится гимнастика для глаз, учащиеся владеют навыками ее выполнения

2

 

 

Итого (сумма баллов по 6 разделу)

12

7. Профилактика нарушения нервно-психического здоровья и утомления обучающихся

Баллы

7.1. В УО соблюдаются санитарно-гигиенические требования к режиму занятий (начало и окончание, длительность перерывов и др.). Максимальная недельная учебная нагрузка учащегося соответствует установленным нормативам

2

 

 

7.2. Расписание уроков (распределение предметов в течение учебных дня и недели, сдвоенные уроки) составлено с учетом установленных требований

2

 

 

7.3. Дополнительные занятия проводятся не ранее чем через 20 мин после учебных занятий.

Факультативные занятия проводятся в дни с наименьшей учебной нагрузкой

2

 

 

7.4. При организации образовательного процесса педагоги организуют свои уроки гигиенически рационально (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, видов преподавания, использование ТСО, наличие физкультминуток, эмоциональных разрядок)

2

 

 

7.5. В образовательный процесс внедрены оздоровительно-профилактические программы и технологии, способствующие сохранению и повышению работоспособности, минимизации утомительности обучения, обеспечивающие возрастные темпы роста и развития детей; личностно­ориентированный подход, индивидуальную образовательная траектория и т. п.

2

 

 

7.6. Вопросы профилактики нарушения нервно­психического здоровья и утомления обучающихся регулярно заслушиваются на педагогических советах,

методических совещаниях

2

 

 

Итого (сумма баллов по 7 разделу)

12

8. Социально-психологический климат в школе

Баллы

8.1. Наличие школьного самоуправления и его участие в привлечении учащихся к укреплению собственного здоровья и здоровья всего школьного сообщества

2

 

 

8.2. Вовлеченность родителей и их выборного органа в содействие укреплению здоровья школьников

2

 

 

83. Охват         психологическим         консультированием

учащихся

2

 

 

 

1

2

3

4

8.4. Наличие творческих портфолио учащихся (по разделу здорового образа жизни)

2

 

 

8.5. Количество учащихся, у которых регистрируются благоприятные изменения в показателях невротизации

2

 

 

8.6. Количество учащихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и эмоционального стресса (снижение уровня эмоционального стресса и тревожности).

 2

 

 

Итого (сумма баллов по 8 разделу)

12

9. Формирование культуры здоровья и мотивации для здорового образа жизни в системе «педагоги- учащиеся-родители»

Баллы

9.1. Наличие в плане внеклассных видов деятельности, мероприятий по формированию здоровья, здорового образа жизни детей, на которых учащиеся приобретают соответствующие их возрасту знания, овладевают навыками, приобретают умения и опыт, помогающий им сделать сознательный выбор в пользу здорового образа жизни и здоровьесберегающего личного

и коллективного поведения

2

 

 

9.2. Проведение конкурсов, конференций, праздников, фестивалей, в т. ч. художественного творчества детей, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни детей и подростков

2

 

 

9.3. Оформление школы и учебных кабинетов наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования здорового образа жизни детей и подростков

2

 

 

9.4. Повышение квалификации не менее 50% педагогических кадров (в течение 5 последних лет) по вопросам формирования их здорового образа жизни на обучающих семинарах, курсах повышения квалификации

2

 

 

9.5. Проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по           вопросам охраны здоровья детей

и подростков, формирования их здорового образа жизни

2

 

 

9.6. Степень информированности учащихся в отношении факторов риска формирования отклонений в состоянии здоровья и сформированности у них установок на здоровый образ жизни

 2

 

 

Итого (сумма баллов по 9 разделу)

12

ВСЕГО (сумма баллов по всем разделам вместе)

 107

Примечание — Порядок оценки деятельности УО для определения уровня функционирования «Школ — территорий здоровья»:

  1. Эксперт проводит оценку УО как функционирующую форму «Школы — территории здоровья» в соответствии с разработанными критериями. По каждому критерию используется трехбалльная шкала:
  • вполне соответствует — 2 балла;
  • частично соответствует — 1 балл;
  • не соответствует — 0 баллов.
  1. Максимальная сумма баллов по каждому разделу — 12, минимальная — 0 баллов.
  2. На основании полученной суммы баллов по каждому разделу эксперт определяет уровень функционирования УО, позиционированного как «Школа — территория здоровья»:
  • I ступень «Школа, пропагандирующая здоровье» — учреждение получает от 9 до 12 баллов по разделам 1 и 2, а по другим разделам не более 8 баллов. Общая сумма баллов от 74 до 80.
  • II ступень «Школа, содействующая укреплению здоровья» — учреждение получает от 9 до 12 баллов по разделам 1 и 2, а также от 9 до 12 баллов по одному из разделов с 3 по 9-й — оно получает статус ресурсного центра сохранения здоровья.

Общая сумма баллов — от 81 до 84.

  • III ступень «Школа здоровья» — учреждение общего среднего образования по всем разделам получает сумму баллов от 9 до 12. Общая сумма баллов — от 85 до 108.

                             

Административная территория

 

Количество баллов по разделам

Общая сумма баллов

Наименование УОСО

Количество учащихся в УОСО

Декларация УОСО о приверженности содействовать укреплению здоровья учащихся

Среда в УОСО для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся

Оптимизация двигательной активности учащихся

Организация рационального питания учащихся для профилактики нарушений обмена веществ

Профилактика возникновения опорно-двигательного аппарата у учащихся

Профилактика возникновения нарушений остроты зрения и оздоровления учащихся миопией

Профилактика нарушений нервно-психического здоровья и утомления учащихся

Социально-психологический климат в школе

Формирование культуры здоровья и педагоги-учащиеся-родители мотивации для здорового образа жизни в системе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сивицкая БШ

27

12

12

10

12

12

13

12

12

12

107

 

       Для улучшения показателей здоровья среди учащихся проводились:

  1. Дни здоровья – каждую вторую субботу месяца;
  2. Родительские собрания с участием фельдшера Сивицкого ФАПа;
  3. Гостевые уроки с учащимися с приглашением фельдшера Сивицкого ФАПа;
  4. Спортивные праздники совместно с родителями;
  5. Цикл классных часов о здоровом питании;
  6. Реализация физкультурно-оздоровительного проекта в лагере с дневным пребыванием детей «Мы за здоровый образ жизни».

Анализируя показатели мониторинга здоровья, можно сделать вывод, что состояние здоровья учащихся во втором полугодии 2023 года улучшилось: уменьшилось количество детей с диагнозом “нарушение осанки” на 7,9% (было 19,0 %, стало 11,1); на 5,8% (было 9,5% стало 3,7%) детей с диагнозом “миопия”. Детей с заболеваниями ОРВ стало меньше на 13,8%, тем самым снизилось количество пропусков занятий учащимися по болезни.

Отсутствуют в 2022/2023 учебном году ученики с ЛФК и специальной медицинской группой.

Увеличился охват детей по сравнению с прошлым учебным годом, посещающих спортивный клуб «ОФП. Спортивные игры» на 12,8%. В 2022/2023 учебном году охват составляет 96,3%.

Для укрепления здоровья учащихся, улучшения физкультурно-оздоровительной работы, был приобретен спортивный инвентарь (мячи, скакалки, сетки для баскетбола, теннисные мячи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для улучшения показателей здоровья среди учащихся проводились:

  1. Дни здоровья – каждую вторую субботу месяца;
  2. Родительские собрания с участием фельдшера Сивицкого ФАПа;
  3. Гостевые уроки с учащимися с приглашением фельдшера Сивицкого ФАПа;
  4. Спортивные праздники совместно с родителями;
  5. Цикл классных часов о здоровом питании;
  6. Реализация физкультурно-оздоровительного проекта в лагере с дневным пребыванием детей «Мы за здоровый образ жизни».

 

свернуть

Тема проекта: Воспитание у учащихся навыков личной и общественной гигиены

развернуть

Информационный паспорт проекта

Наименование проекта

Воспитание у учащихся навыков личной и общественной гигиены

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования «Сивицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей в воспитании у учащихся навыков личной и общественной гигиены, а также культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2019 – 2021гг

Участники проекта

Заместитель директора по основной деятельности, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, представители учреждений здравоохранений

Принципы

Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

Деятельный подход: игровой, творческий.

Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Школьная газета, сайт учреждения, информационный стенд.

 

свернуть