Проект "Школа - территория здоровья"
Обоснование и актуальность проекта
развернутьОбщеизвестно, что основы здорового образа жизни закладываются в детстве. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье окружающих.
У детей, вновь пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.
Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Таким образом, обучение детей бережному отношению к своему здоровью и воспитание у учащихся навыков личной и общественной гигиены – актуальная задача современного общества.
Следовательно, если мы создадим и реализуем проект, то это будет способствовать:
развитию навыков самообслуживания;
расширению знаний, умений и навыков в области гигиены;
охране и укреплению здоровья детей.
Цель проекта: создание условий для воспитания навыков личной и общественной гигиены у детей дошкольного и школьного возраста.
Задачи:
создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, родителей к здоровому образу жизни;
развивать у обучающихся умения и навыки личной и общественной гигиены на игровых, учебных, факультативных занятиях и во внеурочное время;
воспитывать потребность в соблюдении навыков личной и общественной гигиены в повседневной жизни.
План мероприятий по реализации проекта
развернуть
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственный за проведение |
Срок проведения |
Планируемый результат |
|
1. |
Медицинское обследование учащихся |
Медицинские работники, специалисты ЦгиЭ |
Два раза в год |
Выявление проблем, формирующих нарушение здоровья. Индивидуальные заключения и рекомендации |
|
2. |
Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса |
Заместитель директора по основной деятельности |
В течение года |
Выявление приоритетных проблем в обеспечении санитарно-гигиенического благополучия |
|
3. |
Обучение педагогов вопросам здоровьясбережения на методических совещаниях и педагогических советах |
Медицинский работник, заместитель директора по основной деятельности |
В течение года |
Повышение информированности всех участников образовательного процесса в вопросах соблюдения санитарно-гигиенических требований |
|
4. |
Выступление на родительских собраниях с освещением основных вопросов соблюдения личной и общественной гигиены |
Медицинский работник, заместитель директора по основной деятельности, педагоги |
В течение года |
||
5. |
Включение вопросов о личной и общественной гигиене у детей дошкольного и школьного возраста в мероприятия: классные и информационные часы, демонстрация видеороликов и фильмов, игры (ролевые и ситуационные), викторины, конкурсы и др.
|
Классные руководители, воспитатели |
1 раз в четверть |
||
6. |
Организация дней здоровья |
Заместитель директора по основной деятельности, педагоги |
1 раз в месяц |
||
7. |
Обучение детей навыкам самооценки здоровья (уроки физкультуры, биологии, ОБЖ, классные часы) |
Медицинский работник, учитель физической культуры и здоровья, руководитель физвоспитания |
В течение года |
||
8. |
Проведение мастер-классов «Равный обучает равного» |
Педагоги |
По мере необходимости |
||
9. |
Контроль использования рациональной сменной обуви в учреждении образования |
Заместитель директора по основной деятельности, педагоги |
Ежедневно |
Предупреждение развития патологии позвоночника и плоскостопия |
|
10. |
Соблюдение режима мытья рук и гигиены полости рта |
Педагоги, родители, учащиеся |
Ежедневно |
Предупреждение развития инфекционных заболеваний |
|
11. |
Размещение информации по гигиеническим требованиям на сайте учреждения образования |
Заместитель директора по основной деятельности |
1 раз в четверть |
Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса в вопросах личной и общественной гигиены |
|
12. |
Обучение учащихся вопросам гигиены |
Педагоги, родители |
Постоянно |
||
13. |
Контроль соблюдения режима личной гигиены |
Педагоги, родители |
Постоянно |
||
14. |
Подготовка памяток по вопросам соблюдения гигиенических требований |
Педагоги, медицинский работник |
По мере необходимости |
||
15. |
Обеспечение родителей необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам гигиены и психогигиены |
Заместитель директора по основной деятельности, педагоги |
По мере необходимости |
||
16. п |
Повышение уровня грамотности педагогов и родителей в области психо-физиологии детского возраста путем обеспечения методической литературой, буклетами и памятками |
Заместитель директора по основной деятельности, медицинский работник |
Постоянно |
Профилактика школьных стрессов |
|
17. |
Индивидуальная работа с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности |
Классные руководители, воспитатели |
По мере необходимости |
||
18. |
Мониторинг результатов проведенной работы |
Заместитель директора по основной деятельности |
|
Определение уровня достижения цели и решения поставленных задач |
КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» ГУО «Сивицкая базовая школа»
развернуть
КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
ГУО «Сивицкая базовая школа»
|
Наименование показателей |
Результаты оценки анализируемого показателя |
Критерий оценки показателя |
Оценка динамики показателя* |
|
предыдущий учебный год |
текущий учебный год |
||||
1 |
Выполнение мероприятий проекта «Школа – территория здоровья» по результатам аттестации согласно установленным критериям |
95 |
107 |
увеличение общей суммы на 3 и более балла |
+11 |
2 |
Состояние здоровья учащихся по данным самооценки |
44 |
47 |
увеличение показателя на 3 % |
+3 |
3 |
Индекс здоровья |
38,5 |
39,75 |
увеличение показателя на 3 % |
+1,25 |
4 |
Информированность учащихся о факторах риска, влияющих на здоровье |
26 |
32 |
увеличение показателя на 3 % |
+6 |
5 |
Сформированность у учащихся установки на сохранение здоровья |
14 |
18 |
увеличение показателя на 3 % |
+4 |
Оценка деятельности
для определения уровня функционирования
информационного проекта «Школа — территория здоровья»
ГУО «Сивицкая базовая школа»
Критерии оценки эффективности деятельности ресурсного центра сохранения здоровья учащихся |
Вполне соответствует 2 балла |
Частично соответствует 1 балл |
Не соответствует 0 баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Декларация УО о приверженности содействовать укреплению здоровья обучающихся |
Баллы |
||
1.1. В УО проводится оценка состояния здоровья учащихся и формирующих его факторов |
2 |
|
|
1.2. Наличие официального документа школы (программы, плана), отражающего комплексный подход к укреплению здоровья учащихся |
2 |
|
|
1.3. Наличие в соответствии с приказом администрации УО команды (группы) из всех участников образовательного процесса (педагогов, психологов, учащихся, медицинских работников, родителей и т. д.) и других заинтересованных лиц, занимающихся вопросами здоровьесбережения |
2 |
|
|
1.4. В перечень показателей эффективности работы УО включены те, которые характеризуют здоровье учащихся |
2 |
|
|
1.5. В УО организован самоаудит (самопроверки) в области сохранения и укрепления здоровья учащихся |
2 |
|
|
1.6. В УО имеется портфолио в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни детей и подростков |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 1 разделу) |
12 |
||
2. Среда в УО для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся |
Баллы |
||
2.1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к земельному участку и территории УО в соответствии с ТНПА |
2 |
|
|
2.2. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к зданию УО в соответствии с ТНПА |
2 |
|
|
2.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к санитарно-техническому благоустройству УО в соответствии с ТНПА |
2 |
|
|
2.4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к естественному и искусственному освещению УО в соответствии с ТНПА |
2 |
|
|
2.5. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к оборудованию помещений УО в соответствии с ТНПА |
2 |
|
|
2.6. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима на территории и в учреждении УО в соответствии с ТНПА |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 2 разделу) |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Оптимизация двигательной активности учащихся |
Баллы |
||
3.1. Расположение, площадь, оборудование физкультурно-спортивной зоны, зоны отдыха соответствуют установленным санитарногигиеническим требованиям |
2 |
|
|
3.2. Устройство и оборудование спортивного зала (площадь, набор подсобных помещений, в т. ч. раздевалки, душевые и туалеты) соответствует требованиям ТНПА. Спортивный зал оснащен исправным оборудованием и инвентарем |
2 |
|
|
3.3. Рекреации УО оснащены спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности учащихся во время перерывов |
|
|
0 |
3.4. В план работы УО внесены все формы физического воспитания (основное, дополнительное, факультативное, самостоятельное) |
2 |
|
|
3.5. В УО реализуются все формы физического воспитания (основное, дополнительное, факультативное, самостоятельное). Установленные требования к организации физического воспитания (место уроков в расписании, сдваивание уроков, проведение уроков, организация занятий с учащимися, отнесенными к медицинской группе ЛФК) выполняются |
2 |
|
|
3.6. В УО обеспечен динамический компонент у учащихся (ежедневная двигательная активность — 60 мин) |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 3 разделу) |
10 |
||
4. Организация рационального питания обучающихся для профилактики нарушений обмена веществ. |
Баллы |
||
4.1. Пищеблок по набору и площади помещений, размещению помещений и набор торговотехнологического и холодильного оборудования, количеству производственных ванн, столов, стеллажей, разделочных досок и ножей, столовой и кухонной посуды соответствует установленным санитарным и строительным нормам |
2 |
|
|
4.2. Санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоке соблюдается |
2 |
|
|
4.3. Транспортировка, хранение и технологическая обработка пищевых продуктов соответствует санитарногигиеническим требованиям |
2 |
|
|
4.4. В УО организован контроль организации рационального питания учащихся и регулярно проводится оценка и коррекция школьного меню с учетом выявленных нарушений и требований к рациональному питанию |
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
4.5. В УО подготовлена информация (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по организации рационального питания |
2 |
|
|
4.6. В плане образовательной работы УО предусмотрены общешкольные мероприятия (конкурсы, конференции, дни здоровья и др.) по пропаганде рационального питания среди учащихся |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 4 разделу) |
12 |
||
5. Профилактика возникновения нарушений опорнодвигательного аппарата у учащихся |
Баллы |
||
5.1. Учебные помещения оборудованы мебелью ученической с учетом возраста учащихся и назначения помещения. Требования к расстановке ученической и бытовой мебели соблюдены |
2 |
|
|
5.2. Рассаживание учащихся проводится учетом роста и состояния здоровья. В классах имеются схемы рассаживания |
2 |
|
|
5.3. Учебные классы оснащены ученическими конторками |
|
1 |
|
5.4. Учащиеся используют в УО сменную обувь, способствующую профилактике деформации стопы |
2 |
|
|
5.5. Вес ранцев у учащихся соответствует гигиеническим требованиям |
2 |
|
|
5.6. В УО подготовлена информация (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по профилактике нарушений осанки |
2 |
|
|
5.7. В УО учащиеся владеют навыками правильной посадки с учетом вида деятельности, умеют определить свой размер мебели. |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 5 разделу) |
13 |
||
6. Профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление учащихся с миопией |
Баллы |
||
6.1. В учебных помещениях при посадке учащихся направление основного потока естественного освещения левостороннее. Требования по предупреждению затемнения окон (использование штор, расстановка цветов) соблюдаются |
2 |
|
|
6.2. В учебных помещениях уровни искусственной освещенности соответствуют установленным нормам |
2 |
|
|
6.3. В учебных помещениях цветовое оформление отдельных элементов мебели и стен соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и формирует благоприятный световой климат |
2 |
|
|
6.4. В УО проводится контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности. Педагоги владеют вопросами профилактики нарушений зрения |
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
6.5. В УО подготовлена информация (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по профилактике нарушений зрения |
2 |
|
|
6.6. В УО на всех уроках проводится гимнастика для глаз, учащиеся владеют навыками ее выполнения |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 6 разделу) |
12 |
||
7. Профилактика нарушения нервно-психического здоровья и утомления обучающихся |
Баллы |
||
7.1. В УО соблюдаются санитарно-гигиенические требования к режиму занятий (начало и окончание, длительность перерывов и др.). Максимальная недельная учебная нагрузка учащегося соответствует установленным нормативам |
2 |
|
|
7.2. Расписание уроков (распределение предметов в течение учебных дня и недели, сдвоенные уроки) составлено с учетом установленных требований |
2 |
|
|
7.3. Дополнительные занятия проводятся не ранее чем через 20 мин после учебных занятий. Факультативные занятия проводятся в дни с наименьшей учебной нагрузкой |
2 |
|
|
7.4. При организации образовательного процесса педагоги организуют свои уроки гигиенически рационально (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, видов преподавания, использование ТСО, наличие физкультминуток, эмоциональных разрядок) |
2 |
|
|
7.5. В образовательный процесс внедрены оздоровительно-профилактические программы и технологии, способствующие сохранению и повышению работоспособности, минимизации утомительности обучения, обеспечивающие возрастные темпы роста и развития детей; личностноориентированный подход, индивидуальную образовательная траектория и т. п. |
2 |
|
|
7.6. Вопросы профилактики нарушения нервнопсихического здоровья и утомления обучающихся регулярно заслушиваются на педагогических советах, методических совещаниях |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 7 разделу) |
12 |
||
8. Социально-психологический климат в школе |
Баллы |
||
8.1. Наличие школьного самоуправления и его участие в привлечении учащихся к укреплению собственного здоровья и здоровья всего школьного сообщества |
2 |
|
|
8.2. Вовлеченность родителей и их выборного органа в содействие укреплению здоровья школьников |
2 |
|
|
83. Охват психологическим консультированием учащихся |
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
8.4. Наличие творческих портфолио учащихся (по разделу здорового образа жизни) |
2 |
|
|
8.5. Количество учащихся, у которых регистрируются благоприятные изменения в показателях невротизации |
2 |
|
|
8.6. Количество учащихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и эмоционального стресса (снижение уровня эмоционального стресса и тревожности). |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 8 разделу) |
12 |
||
9. Формирование культуры здоровья и мотивации для здорового образа жизни в системе «педагоги- учащиеся-родители» |
Баллы |
||
9.1. Наличие в плане внеклассных видов деятельности, мероприятий по формированию здоровья, здорового образа жизни детей, на которых учащиеся приобретают соответствующие их возрасту знания, овладевают навыками, приобретают умения и опыт, помогающий им сделать сознательный выбор в пользу здорового образа жизни и здоровьесберегающего личного и коллективного поведения |
2 |
|
|
9.2. Проведение конкурсов, конференций, праздников, фестивалей, в т. ч. художественного творчества детей, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни детей и подростков |
2 |
|
|
9.3. Оформление школы и учебных кабинетов наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования здорового образа жизни детей и подростков |
2 |
|
|
9.4. Повышение квалификации не менее 50% педагогических кадров (в течение 5 последних лет) по вопросам формирования их здорового образа жизни на обучающих семинарах, курсах повышения квалификации |
2 |
|
|
9.5. Проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни |
2 |
|
|
9.6. Степень информированности учащихся в отношении факторов риска формирования отклонений в состоянии здоровья и сформированности у них установок на здоровый образ жизни |
2 |
|
|
Итого (сумма баллов по 9 разделу) |
12 |
||
ВСЕГО (сумма баллов по всем разделам вместе) |
107 |
Примечание — Порядок оценки деятельности УО для определения уровня функционирования «Школ — территорий здоровья»:
- Эксперт проводит оценку УО как функционирующую форму «Школы — территории здоровья» в соответствии с разработанными критериями. По каждому критерию используется трехбалльная шкала:
- вполне соответствует — 2 балла;
- частично соответствует — 1 балл;
- не соответствует — 0 баллов.
- Максимальная сумма баллов по каждому разделу — 12, минимальная — 0 баллов.
- На основании полученной суммы баллов по каждому разделу эксперт определяет уровень функционирования УО, позиционированного как «Школа — территория здоровья»:
- I ступень «Школа, пропагандирующая здоровье» — учреждение получает от 9 до 12 баллов по разделам 1 и 2, а по другим разделам не более 8 баллов. Общая сумма баллов от 74 до 80.
- II ступень «Школа, содействующая укреплению здоровья» — учреждение получает от 9 до 12 баллов по разделам 1 и 2, а также от 9 до 12 баллов по одному из разделов с 3 по 9-й — оно получает статус ресурсного центра сохранения здоровья.
Общая сумма баллов — от 81 до 84.
- III ступень «Школа здоровья» — учреждение общего среднего образования по всем разделам получает сумму баллов от 9 до 12. Общая сумма баллов — от 85 до 108.
Административная территория |
|
Количество баллов по разделам |
Общая сумма баллов |
||||||||
Наименование УОСО |
Количество учащихся в УОСО |
Декларация УОСО о приверженности содействовать укреплению здоровья учащихся |
Среда в УОСО для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся |
Оптимизация двигательной активности учащихся |
Организация рационального питания учащихся для профилактики нарушений обмена веществ |
Профилактика возникновения опорно-двигательного аппарата у учащихся |
Профилактика возникновения нарушений остроты зрения и оздоровления учащихся миопией |
Профилактика нарушений нервно-психического здоровья и утомления учащихся |
Социально-психологический климат в школе |
Формирование культуры здоровья и педагоги-учащиеся-родители мотивации для здорового образа жизни в системе |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сивицкая БШ |
27 |
12 |
12 |
10 |
12 |
12 |
13 |
12 |
12 |
12 |
107 |
Для улучшения показателей здоровья среди учащихся проводились:
- Дни здоровья – каждую вторую субботу месяца;
- Родительские собрания с участием фельдшера Сивицкого ФАПа;
- Гостевые уроки с учащимися с приглашением фельдшера Сивицкого ФАПа;
- Спортивные праздники совместно с родителями;
- Цикл классных часов о здоровом питании;
- Реализация физкультурно-оздоровительного проекта в лагере с дневным пребыванием детей «Мы за здоровый образ жизни».
Анализируя показатели мониторинга здоровья, можно сделать вывод, что состояние здоровья учащихся во втором полугодии 2023 года улучшилось: уменьшилось количество детей с диагнозом “нарушение осанки” на 7,9% (было 19,0 %, стало 11,1); на 5,8% (было 9,5% стало 3,7%) детей с диагнозом “миопия”. Детей с заболеваниями ОРВ стало меньше на 13,8%, тем самым снизилось количество пропусков занятий учащимися по болезни.
Отсутствуют в 2022/2023 учебном году ученики с ЛФК и специальной медицинской группой.
Увеличился охват детей по сравнению с прошлым учебным годом, посещающих спортивный клуб «ОФП. Спортивные игры» на 12,8%. В 2022/2023 учебном году охват составляет 96,3%.
Для укрепления здоровья учащихся, улучшения физкультурно-оздоровительной работы, был приобретен спортивный инвентарь (мячи, скакалки, сетки для баскетбола, теннисные мячи).
Для улучшения показателей здоровья среди учащихся проводились:
- Дни здоровья – каждую вторую субботу месяца;
- Родительские собрания с участием фельдшера Сивицкого ФАПа;
- Гостевые уроки с учащимися с приглашением фельдшера Сивицкого ФАПа;
- Спортивные праздники совместно с родителями;
- Цикл классных часов о здоровом питании;
- Реализация физкультурно-оздоровительного проекта в лагере с дневным пребыванием детей «Мы за здоровый образ жизни».
Тема проекта: Воспитание у учащихся навыков личной и общественной гигиены
развернутьИнформационный паспорт проекта
Наименование проекта |
Воспитание у учащихся навыков личной и общественной гигиены |
Место реализации проекта |
Государственное учреждение образования «Сивицкий учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» |
Главная идея проекта |
Организация совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей в воспитании у учащихся навыков личной и общественной гигиены, а также культуры здорового образа жизни |
Сроки реализации проекта |
2019 – 2021гг |
Участники проекта |
Заместитель директора по основной деятельности, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, представители учреждений здравоохранений |
Принципы |
Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены. Деятельный подход: игровой, творческий. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития. Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий. |
Информационное обеспечение проекта |
Школьная газета, сайт учреждения, информационный стенд. |